Над Интерстелларом я думала хороших пару месяцев. Ну не то, чтобы думала, скорее прощупывала старое знакомое чувство легкого недоверия рассказанной истории. Понятно, что претензия не могла быть к научной части, я ничего не понимаю в физике и черных дырах. Я не могу критиковать художественную реализацию, я ничего не знаю про то, как надо делать фильмы. Осталось предположить, что проблема в логичности построенного Ноланом мира.
Пришлось взять и посмотреть фильм, обращая внимание на то, что же на самом деле там происходит. Слава богу, логика мира рассказана в первых 40 минутах и остальные два часа космической саги уже не так важны.
Первое недоумение появилось на первых кадрах, где сильно пожилые люди рассказывают о том, что они дети фермеров, а их родители в свою очередь внуки фермеров и так далее в глубь веков, и всё, что они знали – выращивание кукурузы.
Предполагается, что сюжет фильма имеет место в неотдаленном будущем, причем мы – его непосредственное прошлое, судя по упоминанию миссии Аполло. Но ведь уже сейчас сельское хозяйство в США монополизировано. Частные фермы – это эко-био-шмио “хобби”-фермы, как они их называют. Почти 70% всей прибыли сектора приходится на 4% всех ферм. И этот тренд последние 10 лет только усугубился, обещая в самом ближайшем будущем уничтожить частные фермы, как форму рентабельного бизнеса.
Поэтому, да, первый вопрос – откуда через 50-70 лет у нас возьмутся толпы потомственных фермеров?
Но это так… семечки для разминки.
Вторая пачка семечек придется на совершенно нелогичный финт – Нолан рисует мир, где экологическая катастрофа уничтожила необходимость в высоких технологиях. Хочется подойти поближе и переспросить, товарищ Нолан, вы уверены? В 20-м веке чуть ли не экспоненциальный рост производства еды случился благодаря инженерным разработкам, тяжелой машинерии, автоматизации труда. В 21-м ученые уже говорят о том, что еще немного и они накормят все 7 миллиардов синтезированной говядиной, на радость защитникам животных.
А в мире Нолана, единственное, что придумывает правительство для решения проблемы наступающего голода и уничтожения биосферы – это загнать как можно больше необразованных людей на поля, включить анти-технологическую пропаганду и надеяться… на что?
И тут меня осенило.
Кризис не разрушает систему, он проявляет ее суть, в чем смысл ее существования, что получилось из людей, которые выросли в этой системе ценностей.
Если Марсианин – это утопия, то Интерстеллар – весьма достоверная американская антиутопия. Мир Нолана ужасен не потому, что экологическая катастрофа. Он был ужасным и ДО паразитов уничтожающих посадки. Паразиты лишь мягкой лапкой сделали следующий логичный шаг – в фашизм обыкновенный.
Потому что то, что Куп рассказывает об своем мире – он и есть.
В таком мире у бедных нет доступа до МРТ и мама двух детей умирает от поздно обнаруженной опухоли. У них также нет права решать будущее своих детей – они сказали, что образование не нужно и попробуй попереть против. Они решают проблемы голодающих миллионов, сбрасывая на них бомбы. Мир фавелл (пыльных ферм) с редкими островками сильных мира сего за очень высокими бетонными стенами с проволокой.
Это, кстати, объясняет факт за который Нолана только ленивый не пнул. Мол, если правительство закрыло NASA, то откуда у них деньги, чтобы послать 12 человек в космос, а потом построить еще один корабль, проведя тонну научной работы, которая тоже вообще не дешевая.
У меня есть ответ на этот вопрос. Это подполье обыкновенное. Любое действие рождает противодействие. Когда начинают умирать дети, возникновение движения с позитивной программой освобождения неизбежно.
Нил Деграсс Тайсон сказал, что самым слабым место фильма считает нереалистичность сценария, где поиск новой планеты практичнее попыток спасти свою.
Но может быть, если ты живешь в системе, где на тебя твое же правительство готово скидывать атомные бомбы, другого выхода спастись и нет?
Leave a Reply