Эта книга понравится тем, кто дорос лет этак до 40 и ищет официальный повод остановиться и не понравится тем, кто только что оплатил курс очередного онлайн-диетолога, коуча и тщательно измеряет прогресс в Буллет-джорнал.
Основная идея книги: культура вечного ускорения, развития, гибкости, изменчивости, приспособляемости – зло и вредит психике обычного человека не меньше, чем закостенелая и ритуализированная культура начала прошлого века. Если в прошлом, фрустрация от невозможности себя реализовать из-за классовых и гендерных ограничений приводила к массовым неврозам, то теперь невозможность угнаться за остальными привела к массовым же депрессиям.
Это и есть абсурд — быть постоянно в движении, всегда мыслить позитивно, думать только о будущем и ставить себя в центр мира
Но сегодня, когда в цене не корешки, а вершки, мораль ориентируется не на запреты (нельзя!), а на побуждения (ты должен!). Чувства теперь нужно не подавлять, а выражать. В культуре ускорения не считается проблемой, если люди переполнены чувствами, активны и имеют много желаний. Проблемой сегодня стал не избыток чувств, а их недостаток. Как недавно по радио рассказал один сексолог, люди теперь обращаются к нему не потому, что хотят слишком много, а потому, что хотят слишком мало. Проблемными теперь считаются не (слишком) гибкие люди, а (слишком) стабильные: те, кому недостает мотивации, силы и желания, чтобы выполнять вездесущее требование гибкости, готовности к переменам и саморазвития. Категория психических заболеваний, которая характеризуется недостатком энергии и эмоций, — это не невроз, а депрессия.
Прекрасная казалось бы идея, но обоснована очень слабо. По сути вся аргументация сводится к цитированию философии стоиков – жизнь должна строиться не вокруг и не для получения нового опыта, впечатлений, отношений, а на жестком базисе достоинства и долга.
Расшифровки терминов тоже нет. Понятия “достоинство” и “долг” по сути потерявшие сегодня всякий смысл, никак не объясняются. Почему среднестатистический представитель поколения XYZ должен бросить заниматься йогой, ходить к психотерапевту или осваивать третий язык ради достоинства и долга, из книги совершенно не ясно.
Аргументация и терминология вообще здесь слабое место. Что именно подразумевает автор под словом “развитие”, которое так вредно? Приобретение новых навыков, совершенствование имеющихся, попытки переделать себя? А что делать с дисциплиной или силой, которые вроде как необходимы для поддержания базовых качеств стоицизма – покоя ума и контроля над эмоциями?
Слегка подхрамывая по части части убеждения и логики, книга все-таки пытается быть практическим пособием по борьбе с кровопийцей-капитализмом, который вдруг осознал, что счастливый раб работает лучше и теперь к каждой цепи прикручивает бесплатные фрукты и курсы развития эмоционального интеллекта.
Автор дает семь шагов, семь глав книги, с ключевыми понятиями, которые должны помочь отказаться от гонки и пустить корни.
- Перестаньте прислушиваться к себе
- Концентрируйтесь на негативе
- Научитесь говорить “нет”
- Подавляйте чувства
- Откажитесь от коуча
- Читайте романы, а не книги по саморазвитию
- Размышляйте о прошлом.
На мой взгляд можно было ограничиться первой “Перестаньте прислушиваться к себе”.
“Первый шаг этой книги основан на осознании того факта, что ответов внутри нет”.
Я бы эту цитату выпустила листовками и раздавала бы на каждом углу. Иллюзия важности личности настолько овладела умами, что даже годы положив на копание в бездонном иле личности и таки не найдя в ней смысла, в этом не принято признаваться. Легче сказать “Это со мной что-то не так, а не с идеей, что личность имеет какой-то смысл сама по себе”.
“Ваше “Я” не содержит в себе важнейших ответов на жизненные вопросы, […] “Я” – само по себе идея, конструкт”
Тратить время на реализацию идей личности-симулякра, пусть и прожил с ней всю жизнь, чертовски глупое занятие. Не глупое занятие – жить по понятиям долга и достоинства.
Здесь высказывается мысль о том, что искренность — это своего рода самоценность. Неважно, что вы вообще за человек, быть собой — хорошо само по себе. Это, как вы уже знаете, не так. Вне всяких сомнений, лучше быть ненастоящей матерью Терезой, чем настоящим Андерсом Брейвиком.
На самом деле ничего ценного в том, чтобы просто быть самим собой, нет.
Взрослый человек выбирает достоинство, а не искренность.
Книга совсем короткая и читается за день. Её некоторую слабость я для себя объяснила тем, что это движение против догмы ускорения только-только начинается. Это самое начало, первые ростки. И, вероятно, ближайшее время надо ожидать нарастающую лавину движения “За замедление”, пока оно не станет трендом (чтобы колесо опять повернулось вспять).
Большая проблема, что её слабость делает её проповедью для обращенных и она мало поможет тем, кто действительно нуждается в освобождении от гнёта гонки бесконечного развития.
Лично я рада этой книге. Она соответствуют моей любимой последнее время идее о вреде антропоцентризма, как доминирующей религии.
Я для себя ответила на вопрос “Прав ли автор?”, попытавшись найти среди друзей и близких людей “укоренившихся” и “не развивающихся” и посмотреть счастливы ли они. Или наоборот – найти людей счастливых и проверить степень их “ускорения” и “гибкости”.
Leave a Reply