Эрик Клэптон. “Жизнь в 12 тактах”

Эрик Клэптон. “Жизнь в 12 тактах”

Life if 12 bars – документальный фильм про Эрика Клэптона. Я включила это кино в поиске вдохновения, когда в очередной раз уперлась в собственную неспособность изобразить на гитаре что-то достойное звания музыки. 

Эрик Клэптон – мой кумир. В нашем 2019 году, я покупаю DVD c его концертами. А тщательно выдрессированный интеллект Ютуба, любой плейлист рано или поздно разворачивает к Old Love версии 1997 из Гайд-парка. 

Но вдохновения не получилось, потому что кино не про Клэптона-музыканта, а про Клэптона-личность. 


Life if 12 bars – подробнейшая биография, перечисляющая события  с момента рождения и до сегодняшнего дня (точнее – 2018 года), целиком и полностью состоящая из архивных материалов. Детские черно-белые фотографии, раскрашенное видео с любительских камер, съемки из студий звукозаписи, где он крупным планом принимает тонну кокаина (я надеюсь, это было кокаин). Картинку сопровождают комментарии мам, жён, друзей. Только их голоса. Их никогда не показывают сегодняшних, только тогдашних – очень молодых, очень талантливых, очень красивых.

Правда, истории, которые они рассказывают о Клэптоне совсем не красивые. Кажется, у всех есть такой знакомый – эгоцентрик, со взглядом обращенным вовнутрь и потому не фиксирующий внешний мир, людей, обязательства и как следствие – отсутствие какой-либо рефлексии или эмпатии. 

Шарлотта, его девушка конца 60-х, рассказывала, что с ним невозможно было общаться, выяснить отношения. Ссоры для него были очередным джем-сейшном. На её претензии он отвечал музыкальными фразами, благо гитара была при нем 24 часа в сутки. 

Музыка – его мания.  И поэтому, наверное, не имело смысла делать фильм о Клэптоне-музыканте. И так понятно, что его способ достичь мастерства, он же – единственно возможный способ, играть по 10 часов в день, в любом месте, при любых обстоятельствах.  И это спасло его позже, после гибели сына, когда вместо того, чтобы опять уйти в запой, он писал Tears in Heaven. 

Почти половина фильма – это таймлайн его аддикций. Сначала героин, потом женщина, потом алкоголь. 

Шокирует простота с какой он подписывается на героин, в самый разгар смертей членов Клуба 27. Дилер продавал только 2 в 1 – кокаин только в комплекте с героином и Клэптон принимает его как понюшку табака. В одном из интервью он открыто говорит о своем нежелании жить. 

Радует, что в фильме разбитое сердце Клэптона – это причина появления “Лэйлы”, а не причина наркомании, алкоголизма, стремления к самоуничтожению. Радует, не потому что это было бы переводом стрелок и возможно обвинением Патти, а тем, что это  было бы слишком простым объяснением аддикции. 

Алкоголизм Клэптона поражает воображение. Если бы я не знала лично персонажей, способных выпить пару литров водки и при этом производить впечатление живого человека (их только глаза выдают, они совершенно мертвые, что хорошо видно на концертных записях того времени), я бы подумала, что кино привирает и так пить нельзя. Но похоже, что кино даже слегка недопоказывает размаха его пьянства. Хотя, недостатка в архивных видео с Клэптоном еле стоящим на сцене и оскорбляющим публику, нет. 

После выхода фильма, интернет-тролли дружно завыли, что после расистских высказываний Клэптона на концерте в Бирмингаме (40 лет назад) , он для них как музыкант и человек не существует. Что, конечно, бред полный. 

Во-первых, во многом именно Клэптону черный блюз обязан своим выходом в свет. В числе его друзей – ББ Кинг и Боби Вомак. В фильме не просто так цитируют американское интервью Клэптона от 1967 года, где он открыто говорит о существующей сегрегации и неравенстве.

Во-вторых, люди говорящие “что у трезвого на уме, то у пьяного на языке” очевидно никогда не встречали этот тип тяжело запойного, но функционирующего алкоголика. Их поведение – это Джекил и Хайд, две личности переключающиеся тумблером в виде алкоголя. Об этом и говорит Патти, которая уже в роли жены испытала на себе все прелести сосуществования с двумя личностями, одна из которых скорее монстр, чем человек. 

И тем более фантастическим кажется то, что Клэптон не только выжил, но и продолжил писать музыку. А теперь и счастливо женат, родив троих дочек. 

К сожалению, фильм закачивается примерно на 1991 году. И то, что сделал Клэптон за следующие тридцать лет осталось за бортом. 

А ведь в это время он написал I get lost, выпустил альбомы с ББ Кингом и ДжейДжей Кейлом, сыграл свой эпический концерт в Гайд-парке. Кажется, именно в эти последние тридцать лет он наконец оставил личность и просто стал делать дело – играть любимый блюз с такими же как и он прекрасными стариканами.